Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 " Даже самая простая

кошка - истинный шедевр "

 

еонардо да Винчи)

 

  

  В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве, сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. В XVIII-XIX вв. в Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов (например в г. Павловске, пригороде Петербурга), набережных - так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция". Отразившаяся в петербургской архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв. Традиция "Египетского Петербурга" косвенно продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных обелисков (прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор, пример тому - сфинксы поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под египет" скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре города... Архитектура – искусство не столько изобразительное, сколько выразительное. И если хотя бы бегло взглянуть на историю архитектуры, то можно убедиться, что нет, и не может быть произведения подлинного зодчего, которое не несло бы в себе определенной идеи.

Сфинксы в Санкт-Петербурге.


  Сфинкс - чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума и силы. Его история начинается за несколько тысячелетий до нашей эры и восходит к истокам культуры и искусства Древнего Египта. Древнейшие обитатели Нильской долины верили, что рожденный их фантазией и изваянный ими каменный сфинкс не только наделен умом и силой, но что в него может вселяться могущественный дух, которого боятся злые демоны. Поэтому нередко у входа в храм или дворец фараона устанавливали, попарно каменные изваяния, считая их надежными стражами от злых духов. С течением времени сфинксам стали приписывать силу и могущество богов. Затем, когда фараоны обрели невиданную власть и могущество, сфинксов начали изображать с головой фараонов, с атрибутами царской власти: короной, головным платком, уреем - священной коброй, ожерельем. Изваяния стали не только изображением царствующего фараона, но и символом его безграничной власти, олицетворением нечеловеческой мощи. Египтяне называли изваяние человекоподобного царственного зверя "господином", "владыкой". Употребляемое же нами теперь слово "сфинкс" греческого происхождения и в переводе на русский язык означает "душительница". В представлении древних греков сфинкс был существом женского пола, а его диковинный вид мифы объясняют так: от змееподобного чудовища Тифона и Ехидны, имеющей три головы (льва, козы и дракона) произошла не менее фантастическая Химера - демон с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Химера и двуглавый пес Ортр породили дочь Сфингу (сфинкса) - злого демона в женском образе. Вот почему в античном искусстве сфинкс изображался с головой и грудью женщины и туловищем льва, крылатым львом с годовой женщины и змеиным хвостом или же львом с туловищем женщины, орлиными крыльями и когтями. Мифы рассказывают, что Сфинкс обитал на скале вблизи Фив и, подстерегая путников, задавал им хитроумные загадки. Никто не мог отгадать их, и кровожадное страшилище душило и пожирало беззащитные жертвы, наводя ужас на фиванцев и окрестные земли. В наше время слово "сфинкс" иносказательно означает "загадка", "загадочный человек".

Два гранитных Сфинкса, найденные при раскопках древней столицы Египта — Фив, были установлены в 1834 году на набережной Невы у здания Академии художеств. На пьедесталах высечена надпись: Сфинкс из древних Фив в Египте привезен в град Святого Петра в 1832 году.

 
 

Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Об этом свидетельствуют сдвоенные короны на их головах. Мудрые, как люди, сильные, как львы, эти сфинксы имели лик фараона, вечный сон которого они охраняли. На лбах украшение в виде кобры — покровительницы и защитницы фараонов. Сфинксы эти свидетельствуют о высоком мастерстве и огромном труде безвестных египетских каменотесов. Обе статуи испещрены иероглифами. Они высечены и на картушах, и на груди сфинксов, сплошной лентой тянутся по боковым краям гранитных плит, служащих основаниями статуй. Каждый сфинкс имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III. Впервые полный перевод всех надписей сделал в 1913 году молодой русский египтолог, впоследствии академик В. В. Струве. Надпись на груди и между лапами на обоих сфинксах почти одинакова: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, "Небмара". Сын Ра, "Аменхотеп, властитель Фив", любимец Амона Ра". Надпись перед лапами: "Да живет благой бог, "Небмара, отпрыск Ра". Сын Ра, "Аменхотеп властитель Фив", любимец Амона Ра".

 

Египетский Мост через Фонтанку, через который проходит Лермонтовский проспект, охраняют четыре чугунных сфинкса. Существующий ныне мост мало напоминает прежний Египетский, который был однопролётным, цепным. Эти цепи проходили через высокие чугунные ворота со множеством украшений и орнаментов, сделанных в египетском стиле. В 1826 году после окончания строительства моста по обеим его сторонам на постаментах установили четырех сфинксов работы скульптора П. П. Соколова. В январе 1905 года мост обрушился под тяжестью проходившего по нему эскадрона конногвардейского полка. Спустя 50 лет на месте старого моста был построен новый. Хоть мост и называется Египетским, сфинксов, которые его охраняют, трудно именовать египетскими. Чистокровные египетские сфинксы изображались с мужскими, а не женскими ликами. Стилизованный облик сфинксов у Египетского моста с высоким золоченым гребнем головного убора и гибким сильным телом скорее напоминает греческие скульптуры.

  Изначально эти скульптуры оказались ненужными, лишними. Они были отлиты первыми – представляли собой пробные экземпляры. По каким-то причинам они не устроили экспертов и после этих сфинксов появились ещё четверо. Они то и сторожат Египетский мост. Для скульптурной группы изначально требовалось четыре изваяния, и третья пара оказалась не у дел. Она была извлечена буквально со свалки, по некоторым данным, одна скульптура долгое время стояла во дворе жилого дома на улице Можайской. В декабре 1971 года сфинксы легли на парапеты пристани набережной Малой Невки у Каменноостровского моста. Они неплохо вписались в пейзаж, однако, не обрели покоя. Статуи заняли низкие гранитные тумбы практически на уровне воды, под ногами. По сути, они стояли в реке и однажды, можно сказать, даже плыли по ней во время наводнения, когда постаменты скрылись под волнами Малой Невки. Случилось это наводнение в ночь с 28 на 29 декабря 1975 года, и было оно не последним. 

 

   Строгановский Дворец - замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века В. В. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. Строился он с 1752 по 1754 год для богатейшего елизаветинского вельможи С. Г. Строганова. Роскошный дворец своим внешним видом, отделкой и убранством внутренних помещений подчеркивал богатство его владельцев. У дверей бывшего парадного входа на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Облик сфинксов женский. И снова - невозмутимо спокойная поза, холодное равнодушие безжизненного лица и отчужденный взгляд. Головной платок, ниспадающий концами на грудь, обрамляет лицо. Ровную гладкую поверхность платка оживляют узкие, продольно идущие бороздки. Плечи и спину покрывает ткань. Форма львиного туловища обобщена, слабо обозначены ребра и когти. История сфинксов берет начало в конце XVIII века и связана с постройкой А. Н. Воронихиным для графа А. С. Строганова роскошной загородной дачи на берегу Большой Невки. От причала широкая лестница вела на пристань, которую и украшали статуи двух гранитных сфинксов. Это были первые по времени сфинксы, появившиеся на набережных Петербурга. Вслед за ними еще две пары таких же гранитных изваяний украсили пристань перед загородной дачей А. А. Безбородко. Можно предположить, что все они были изваяны одним и тем же скульптором, имя которого осталось неизвестным. В 1908 году дача Строганова была перестроена, а сфинксы после некоторого "блуждания" попалина их нынешнее место.   

 Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе ленинградского Горного института. Середину двора занимает небольшой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями. От калитки идет прямая аллея, по сторонам которой стоят массивные чугунные вазы в виде античных жертвенников - курильниц на мощных львиных лапах, с рельефными украшениями в виде бараньих и козлиных голов, а в глубине аллеи - два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Статуи невелики, установлены без постаментов, но благодаря черной окраске резко выделяются на фоне зелени; совершенно одинаковые, они хорошо сохранились. Выразительны и благородны их лица. Само здание Горного института было перестроено из ранее стоявших на его месте небольших домов по проекту А. Н. Воронихина. Монументальное здание с мощным двенадцатиколонным дорическим портиком возведено в 1806- 1811 годах. Модель, по которой сфинксы отливались в металле, вылепил скульптор, имя которого пока также документально не установлено, хотя известно, что в оформлении здания принимали участие В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. Сфинксы же не раз меняли своеместонахождение; летом 1966 года их поставили в сквере.   

   Самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге, их установили на Набережной Робеспьера 28 апреля 1995 года, как памятник жертвам политтеррора и репрессий. У сфинксов работы Михаила Шемякина по два разных профиля. Смотришь с одной стороны и видишь традиционный женский, который обращен к домам на набережной. А с другой - вместо лица видишь оголенные кости черепа. На пьедесталах монументов нанесены цитаты из Высоцкого. Солженицына, Заболоцкого и других авторов 20века, соприкасающиеся с темой политических репрессий. Особых легенд об этих «зверях» пока нет. Но кое-кто утверждает, что они якобы помогают неправедно попавшим за решетку сидельцам вернуться домой.